А.Ф. (chico_diasma) wrote,
А.Ф.
chico_diasma

Category:
IMAG2648


«Шёл трамвай десятый номер,
На площадке кто-то помер.
Тянут-тянут мертвеца,
Ламца-дрица-гоп-ца-ца!»

(фольклор времен НЭПа, позже "по мотивам" первой строчки (но по смыслу другое) было  стихотворенье Сергея Мигалкова, про уваженье пионэрами старости (и, кажется, еще и мультфильм)

«Шёл трамвай - десятый номер,
Весь обшарпанный и грязный.
Штанги от сети срывались,
Через каждые три метра.
А водитель была тёлка,
С рожей наглой и прыщавой,
Носом, сломанным и красным,
На конце сопля засохла…»

(Красная плесень, «Трамвай»)



«Помню, игрывал я в гостиной, на ковре Хорасан, глядя на гобелен "Пастушка... Хорошее было время - золотое детство!..."

В моем городе не было и нет трамвая, но в детстве выписывали журнал "Трамвай", оттуда, наверное, и пошла у меня любовь к трамваям, в дальнейшем укрепившись только.

Сперва хотел оттуда и слепить – но, погугливши картинки внимательно, отказался он сей затеи – там он  таки условный (хотя и симпатишный): короткый в длину, высок в высоту, без дверок, трехсекционный, без пересечений линий на рогах-бугеле и без привязанной к нему веревки, и четыре колеса не были защищены предохранительными решетками от попадания людей под колеса и протче - и сделал тогда гибридизацию, немножко генов от старомосковских, немножко от ленинградских эмэсок
(сперва от МС отталкиваться и хотел – но у них фонарь посередке кабины вагоновожатого, и у этого трамвайчика на носу выглядел бы, аки прыщ), от журнального - взявши морду лица и фактуру общу и гамму цветову (доминантный признак). Крыша вагона, преимущественно, по мотивам МС, тележка с решетками тож,  а передняя часть – с нумером и фонарями, синим и красным, от московского.


DSCN9427

Дважды падал в духовке, покуда ложку чайную не подставил, и нумер евонный сместился слегка посему вправо, и рога туда ж немного скособочились...

А рога-бугели, судя по фоткам - то ли темною краскою, под цвет крыши малюют, то ли обгорают они от електричества (что-то про то ли графитову окраску, то ли про обгорание графита читал на форуме моделистов, где вопросы задавали  с подобной проблемой – кто-то написал про  красные бугели, но скорей такого раскраса пантографы будут, а про бугели – что темные они из-за покраса/обгоранья).

DSCN9424


Помимо журнала того достопамятного, из литературы ежели вспоминать, в перву очередь, конечно, Булгаков на ум приходит, с этой вагоновожатой-комсомолкой, Берлиозу башку отрезавшей нечаянно.
У Ильфа с Петровым  несчастный Шура Балаганов, с подаренными Бендером деньжищами (50, кажется, тыщщ) полезший машинально в сумочку пассажирке трамвайной и попавшийся.
Думаю, его большие неприятности ждали впереди, при обыске в милиции. Откуда такие деньги, да еще и в пачках банковских?  Ясно, не частника грабанул. «Товарищ Бендер подарил… Подпольный миллионер Корейко… На блюдечке, с голубой каемочкой...»
Ежели по номерам «пробили» купюры, каким отделением банка получено-выдано – еще могли что-нибудь приписать. «Геркулесовские» деньги, или из одной закавказской республики, где елекстротанцию планировали построить, да все деньги куда-то делись… Как бы и не расстреляли потом. Хотя это еще и от следователей зависит. Ленинградские наверняка б придумали какой-нибудь заговор с вредителей-коррупционеров-воров с Рябушинскими, какую-нибудь «банду Корейко» и под шумок расстреляли б его, и кучу народа. Но отвлекся я.
Еще выражение "трамвайный хам", и факт, в памяти зацепившийся, - про то как архитектор Гауди, засмотревшись на строящуюся Саграду Фамилию, под трамвай попал, насмерть.

Но не сразу умер, и так как документов у него при себе не было и без сознания был – кажется, его в госпиталь для бедных, безпачпортных всяких, чуть ли не для бомжей, доставили, где уж и преставился.

DSCN9425
Мне нравятся в трамвае и те черты, за которые его ругают фанаты маршруток и автобусов: рельсы,  рога, провода ("визуальное загрязнение"), его угловатость и длиннота, даже и тихоходность (в сравнении со всеми прочими общественными самобеглыми повозками).
И то, что либо он по серёдке дороги идет, либо как-то совсем обособленно, почти как железная дорога, и травка пробивается между рельсами, и деревца растут слева и справа от путей, обрамляя их.
Иррационально люблю, и чувство мое никакими прогнозными показателями увеличенья пассажиропотоков от автолюбителей некорректируется.
Впрочем, есть ведь и защитники електрического-рогатого, наши Плеваки и Кони,  на этих кафкианских процессах, тож с расчетами всякими и фотками в развитых и не очень странах, и по климату от снежно-дождливой Финляндии и до жаркого засушливого Алжира – как трамваи ездят там, живут себе, не тужат.
С ссылками на авторитеты.

Прям рижский бальзам на душу.

Хотя даже если б и не было аргументов – мне плевать на се.
Или, ежели таку гипотетическу ситуацию представить – что лет через 10-15 придумают, например, електробусы эффективные, без проводов и рельс будут рассекать улицы  российских городов, низкопольные, с мягкими сиденьями, в жару и в холод, с многими десятками  остановок по следованию и загогуленными длиннющими маршрутами, и на всё по всё это заряда батареи хватать будет, и ломаться на маршруте не будут/крайне редко будут, и на подзарядку на весь день чтоб – нескольких ночных часов хватать будет.
(Тогда, конечно, и нефтюшка-матушка упадет в цене шибко, но это другой вопрос.)
А тут – всё. Достоинства електричества с маневренностью и быстротой шайтан-маршруток, на которых водилы-дети гор стритрейсерят.
И что? Ежели так произойдет, и заменят, а на месте трамвайных парков высятся айсберги небоскребов в богатых городах, и клумбы панельных многоэтажек в прочих – будет мне жаль.
Впрочем, ежели трамваи останутся, но сплошняком заменят их этими современными низкопольными, обтекаемыми, с таблом електронным, похожими на «Ласточку» – тоже будет так себе.

DSCN9430
Потому что я ретроград и вещист-мшелоимец.
Мне нравятся старинные города, старинные и поныне работающие вещи, механизмы, и гисторические трамваи – эпохи свидетели.
Все эти эмэски ленинградские – времен НЭПа и Блокады,  старомосковские.
С их рогами-бугелями, самим Сименсом еще в осьмидесятые годы
XIX века разработанные.

Тех ушедших эпох– угара ли НЭПа, сталинского ли Ампира, Хрущевской ли  Оттепели/ развитого брежневизма, императорска ли Япония, или Америка времен Великой депрессии, с небоскребами ар-деко, на которых установлены мачты для пришвартовывания дирижаблей.

Все эти трамвайные крепежи -заклёпки, рифленость-гофрированность корпусов, агроменные чугунные, крашеные черной краской детали, рычаги ручные, манометры, старинные приборы, этот бело-красный/желто-красный цвет, деревянные залаченные сиденья.

И внешне, и то, что они с историей, что они из тех времен.
Нет уже изотт-фраскини, лорен-дитрихов, студебеккеров, паккардов, хорьхов.
А трамваи тех же лет до сих пор где-то такие по городам ходят, где сохранились
(Помню, читал псто у жэжэшного блогера Перископа про Даляньский трамвай. На ляодунском полуострове в городе Дальний/Даляне, со времен японской оккупации, с 30-х годов сохранились они, и на ходу до сих пор, и не туристический - местные тож ездят обыкновенно.)
Или фольксвагены-жуки, запорожцы, победы, волги с оленями тоже не часто увидать можно.
А татры чехословацкие да. (хотя они позднее, конца шестидесятых, ежели не начала семидесятых)
Вот на «татре» чехословацкой, на трамвае № 10, я с прежней своей работы домой ездил часто. Особенно летом. Хорошо-то как было. Просторно ,не жарко. Окна открыты, народу не битком, сидишь, спишь на ходу.
Потом, когда уже на другую перешел, закрыли маршрут, несколько раз всего ездил.

А жаль...



DSCN9435


А еще ж есть песни, песни про трамваи/упоминанья про  них, в порядке сниженья позитивности  текста + (там, где сложно определится)  хронологически еще:


























Tags: трамваелюбное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments